Закрыть окно
Выберите лагерь

Покоритель ТОПов русского App Store. Интервью с разработчиком приложений для iOS

Показать фото

Разработчики приложений для мобильных ОС появляются с каждым днём всё чаще и чаще. Но, не все из них, к сожалению, успешны. Секреты успеха я попытался разузнать у одного весьма продвинутого app-мейкера, его зовут Иван Дзямулич и он занимается разработкой приложений под iOS. Поехали!

Алексей: Привет, Иван. Насколько я знаю, ты не программист, но назвать тебя разработчиком приложений всё равно хочется… Перечисли свои приложения, чтобы читатели поняли, кого я тут терроризирую.

Иван Дзямулич: Привет Алексей, мои приложения достаточно известны в русскоязычном аппсторе. Это:

  • Тренер оратора
  • Притчи обо всем
  • Family Expenses
  • DISCover
  • Остроты
  • 1001 совет для влюбленных
  • IQ Pro
  • Speaker's Coach

Алексей: Расскажи вкратце, на каком жизненном этапе ты решил заняться приложениями, чем занимался до этого и когда ты понял, что это точно твоё?

Иван Дзямулич: Хммм... жизненный этап :) как-то не делил жизнь на этапы - получается, что меня по этапу :) А если серьезно, то одна из причин было начало кризиса. В Украине он ощущался особо остро. Я привык зарабатывать много. А когда кризис начался, доходы от моего привычного бизнеса уменьшились в разы. Вот и стал искать новые направления.

Алексей: Как оно обычно и бывает... Раз проскочила фраза "привык зарабатывать много", то скажи, сколько тебе удалось заработать со всех своих приложений за всё время? Можно пока просто циферкой, к заработку ещё вернёмся.

Иван Дзямулич: На самом деле приложениями я занимаюсь только 1,5 года. За это время получилось где-то $120k. Но свой другой бизнес я не бросал :)

Как считаешь, для русского AppStore это приличная сумма за полтора года?

Думаю да. Многие метят в американский AppStore. Но на него надо реально большие бюджеты. А русский тоже уже хорошо подрос.

Представляю себе, к этому ещё вернёмся. Давай поговорим об идеях. Как формируется идея приложения? Приведи пример нескольких идей, ставшими приложениями.

Идеи - это интересная штука, появляются в самых неожиданных местах. Последняя появилась в душе :)

Идея приложения IQ Pro у меня появилась после разговора с моим сотрудником, психиатром. У неё своя практика, она работает с детьми, и она рассказала о методике Кеттела, как она тестирует её с помощью детей. Я понял, что это может очень красиво стать приложением для iPad, а впоследствии и для iPhone.

Приложение "Остроты" родилось очень просто, в старых файлах у себя на диске нашел файл с остротами. Вот и подумал: "Красиво оформить, и людям понравится".

Приложение "Тренер оратора" - тоже основано на моей практике как тренера. Когда учил других тренеров, брал диктофон и писали все, что они говорят, а потом слушали и удивлялись.

Вот и решил оформить это в удобную оболочку.

Сейчас, когда у тебя несколько приложений и ты, наверняка, планируешь ещё не мало, скажи: ты специально ищешь идеи (типа "надо обратить внимание на это, вдруг идея придёт?..") или они приходят в голову непреднамеренно?

Нет, так не делаю. Идеи приходят, когда просто что-то делаю. Хотя есть такая мысль: "Хочу сделать интересную обучающую игрушку"

Представь, я знаю точно, что хочу заниматься разработкой приложений, но конкретной идеи пока нет. Как искать ниши? И как понять насколько она конкурентна?

Ой. Даже не знаю, как сказать. Ты, наверное, хочешь рецепт. Его нет :) Если что-то интересно, надо просто делать, но критично относиться к идее.

Хорошо, а теперь у меня есть куча идей, прям прёт из меня. Как понять, что приложение будет популярным? Наверняка не все твои идеи были реализованы, было же такое, что ты понимал, что успеха она не предвещает?

Конечно, было :) Идея должна вызреть, её надо описать словами. Показать друзьям, показать не друзьям. Показать врагам. И если они тебя не закидают гнилыми помидорами, тогда делать прототип, дизайн, и реализовывать.

А если помидорами закидают не друзья, а, к примеру, такие же разработчики, разве не значит ли это, что идея хороша?

Это ничего не значит. Ваши идеи никому на самом деле не нужны. Это и есть самая распространённая иллюзия, что ваши идеи нужны кому-то. НЕ НУЖНЫ!

Согласен с тобой. То есть у тебя не было случая воровства твоих идей?

Нет. А даже если бы были, я бы порадовался :)

Что делать, если у тебя хорошая идея, но она уже реализована? Есть ли среди твоих приложений те, идеи которых уже были реализованы до тебя?

Среди моих нет, потому что я сам придумываю, а не смотрю на существующие, с позиции "а чтобы там еще улучшить". А если есть реализованное что-то, то не факт что моя реализация не будет качественнее.

Почему ты не суёшься в разработку игр?

А кто сказал, что я не суюсь? Пока не совался. Но вот пару дней назад придумал интересную логическую игрушку. Уникальную. Вот как раз сегодня сделал уже её прототип на HTML5, она работает уже в браузере. Теперь буду тестировать на живых людях. Смотреть на реакцию. Как они будут играть. Я просто сам не геймер. Особо не играл игры никогда. Точнее очень редко. Поэтому рынок игр не понимаю. А почему не лез - потому что рынок серьезных игр очень высоко конкурентный. Цена входа высока. А играть ва-банк я не был готов.

Дашь нам поюзать браузерную версию? Или тестинг закрытый?

:) Пока закрытый. Это уже не идея, это уже прототип. Когда будет дизайн, покажу скрины, если будет интересно :)

Конечно, интересно. Давай пока затронем команду. Кто сейчас в твоей команде?

Я :)

То есть, постоянных дизайнеров и кодеров нет?

Ну, если быть точным, сейчас на зарплате у меня есть один программист. Со всеми остальными я взаимодействую в рамках проектов.

Делая очередное приложение, ты уже не ищешь, кто бы его нарисовал и скодил?

Ищу, конечно. Новый дизайнер - новый подход. Таким образом, получаются разные приложения.

Я думал у тебя постоянный дизайнер, если честно. Сейчас я понимаю ход твоих мыслей.

с программистами сложнее. Их адекватных - мало.

Как ты нашёл тех, на кого сейчас уже можешь положиться в разработке и как ты их находил?

На самом деле у меня сейчас есть только один человек, на которого я могу положиться. Это программист. Его зовут Руслан. Всех, кого я находил - это были фрилансеры с сайта free-lance.ru Единственное исключение - это на последний проект нашел исполнителя через другой сайт. С дизайнерами немного проще. Есть несколько человек, которые тоже были найдены через free-lance.ru. Как правило, я нахожу специалистов под конкретное задание.

Например, если у меня задача сделать реалистичный интерфейс, я смотрю в сторону дизайнеров, которые с 3D дружат. Если мультяшный - ищу иллюстраторов.

Хороший совет. Прототипирование и дизайн делает один и тот же человек? Я вот бывает люблю сам накидать расположение элементов, а потом давать дизайнеру обрисовывать.

у меня все проще. Я пишу задания текстом. Без указания размещения элементов. Даю задание дизайнеру, и мучаю его до тех пор, пока не получу то, что вставляет :) Я не ограничиваю дизайнера в выборе возможных вариантов. Принципиальные моменты, конечно, оговариваю. Но скетчи я не рисую никогда.

То есть дизайнер сам рисует прототипы... Кстати, недавно наткнулся на удобное HTML5-приложение для создания прототипов мобильных интерфейсов http://www.fluidui.com/ Может пригодиться тебе.

Таких сервисов множество. Если честно, я считаю их бесполезными. Дизайнер - это творец, создатель. Его задача сотворить красоту. Когда я даю ему скетчи - я превращаю его в ремесленника.

Интересны юридические аспекты этой деятельности. Твоя деятельность по разработке приложений как-нибудь оформлена? И нужно ли это вообще?

Я предприниматель уже больше 10 лет. Это зависит от страны, в которой вы живете. В Украине, в том виде как я это делаю - предприниматель - это достаточно.

Давай перейдём к разработке. Вспоминая свои первые приложения, сколько времени у тебя занимала разработка приложения, от ТЗ до загрузки в appstore?

Честно, я не считаю это критерием. Приложение "Остроты", например, у меня заняли меньше всего времени (движок был уже готов). При этом за 2 недели его скачали 75000. Для русского АппСтора - это очень хороший показатель. 3 дня №1 в TOP FREE. На него я потратил, наверное, дня 3, в общем. А если в среднем, то путь от идеи до аппстора - где-то 3-4 месяца.

Понятное дело, что основное время занимает дизайн и кодинг. А сколько по времени тестируются приложения и как это происходит?

Оно тестируется постоянно. Я лично ревизирую весь код, и проверяю каждую функцию и метод. И это зависит от программиста. Руслан, с которым я больше всего работаю, делает такой код, что его даже особо тестировать не надо. То есть правок меньше всего. Хотя попадались мне такие, что приходилось по 3-4 страницы исписывать с правками, описывая баги. Как правило, с такими я больше не сотрудничаю.

Большинство приложений после запуска делают обновления с багфиксами, после того как в отзывах пишут найденные баги. Как думаешь, почему эти баги не отлавливают до публикации приложения? По причине "не доглядели"? Часто у тебя такое бывает?

Есть такой момент, как jailbreak. Из-за него бывает, что происходят баги. Плюс протестировать на всех возможных прошивках - это не реально. Вот, например, в Остротах вылез баг с прошивкой 4.1 на iPhone 4. На симуляторе все ок. А на живом устройстве нет. А где взять такое устройство для тестирования? Вот и бывает, что случаются баги.

Ну и есть еще существенным момент - культура пользователей. Каждый, у кого вылез какой-то баг считает своим долгом сообщить всем - "Не покупайте, лажа!" А счастливые пользователи редко пишут отзывы. Вот и получается статистика иногда не очень приятная.

Также очень часто задают вопросы в комментариях, при этом ответить на эти вопросы просто технически не возможно.

а что по поводу джейлбрейка?

Джейлбрейк подменяет и правит системные файлы. Особенно сильно влияет на стабильность приложений такой твик как Installous. В свое время очень долго намучился, пытаясь заставить свое приложение работать на устройстве с установленным Installous.

 

Сколько стоит разработка приложения? Хочется узнать, сколько в среднем обходится дизайн и кодинг?

По-разному. Это все равно, что спросить, сколько стоит автомобиль.

Хорошо, давай так, какой был минимальный и максимальный расход за приложение?

например у меня сейчас в работе приложение, на дизайн иконок к которому я потратил $5000. Иконок не самого приложения, а иконок внутри.

я сейчас чаем поперхнулся. Сколько же в сумме обойдётся это готовое приложение?

около 30

не могу не спросить, что это за приложение будет?

Финансовое.

скажи название, чтоб я запомнил и сразу купил, когда увижу его в топе )

:) Это версия 2.0 моего существующего приложения Family Expenses. Оно будет бесплатным. И без рекламы.

а в чём смысл?

:) Увидишь :0)

Интригуешь ) Чувствую, нужно будет брать отдельное интервью по Family Expenses 2.0 ) А какие были минимальные затраты на приложение? Наверно, 1000 $?

а самый мелкий бюджет - это то же самое приложение - Family Expenses 1.0- я на него потратил $600

да, речи о какой-то вилке в расходах быть не может... Скажи, почему не Android?

Ненавижу :) Хотя есть у меня устройства с ним. Но бесполезная штука.

даже не буду спрашивать чем. Только из-за неприязни?

С андроидом очень много заморочек, при этом прибыли намного ниже. Вот и причина. Да и публика у айфона денежнее.

Однако, разработчики под ведро ценятся тоже высоко. А вот насчёт публики - полностью согласен.

Все ценятся хорошо. А хорошие разработчики вообще очень хорошо ценятся. Как и все люди, которые берут ответственность за результаты.

Специально откладывал вопрос примерно вот на этот момент беседы. Как я понял, для выхода в ТОП AppStore есть "первый пинок" (вроде правильно назвал). От чего он зависит?

В первую очередь от самого приложения. А дальше, от возможностей того, кто выпускает. Все мои топовые приложения выбивались в топы сами. Уже потом, для поддержки продаж я делал какие-то промо. А те, которые не выбивались сами, я их поддерживал некоторое время, чтобы затраты окупились, а потом пускал в самостоятельное плаванье.

Давай по-порядку. Расскажи нубу, что нужно, чтобы приложение вышло в топ само по себе? Какие существуют параметры (кол-во установок за определённый промежуток времени, количество отзывов, рейтинг ...)?

Как тебе сказать, там очень много разных параметров. Но могу сказать одно - в русском аппсторе первое место в free - это 14 тыс. загрузок в сутки.

Описывать весь механизм топов я не вижу смысла, тем более он описан многими на других сайтах.

А откуда могут появиться эти 14 тыс. загрузок в сутки? Вот я засунул в апстор своё клёвое приложение, как люди о нём узнают?

Если приложение красивое, удобное, стоящее - менеджеры аппстора выбирают его в категорию New соответствующей тематики. Все мои приложения были отобраны так. А дальше идет рост по экспоненте.

Ага. Не в курсе, как оценивается красота, удобство менеджерами? Какие шансы НЕ попасть в New?

Есть, конечно, способы и другие, но я ими не пользуюсь. НЕ попасть в NEW - шансы, наверное, 90%.

Меня за это не очень любят программисты, потому что я доколупываюсь до каждого пикселя в дизайне, и каждой мелочи в приложении. Это мой стандарт качества. Это моя привычка из другого бизнеса - тренинговой компании. Там каждая деталь учитывается. Поэтому привычка такая и появилась.

То есть, кроме своего мнения, нужно надеяться на субъективное мнение менеджеров? Может, есть какие-то советы, как повысить шанс попасть в New?

Совет один. Делать лучшее из возможного. Не в смысле самое навороченное. А в смысле с максимальным качеством.

Вот про 14 тыс. установок для выхода в ТОП ты сказал, а есть какая-то циферка для отзывов и звёзд? Ведь, насколько я понимаю, это тоже не маловажные факторы.

Нет. Отзывы и звезды влияют только на поисковую выдачу и на раздел Whats Hot.

Тогда кроме установок, есть ещё что-то значимое?

Ничего. Установки :) Ну, есть еще рейтинг Кассовых - это сколько денег приложение принесло.

Если приложение попадает в топ, оно сразу исчезает из New? Или по истечению какого-то времени?

Нет, конечно. Оно там висит около недели.

не зависимо сколько раз его установили?

Нет, не зависимо :)

Ты упомянул про промо-акции. Какие ты проводил и как они влияют на покупки?

Самые лучшие - это публикации на тематических сайтах. На эту тему можно очень многое писать и говорить. Но, могу сказать одно - в рекламу, любого характера (баннеры, ссылки и т.п.) я не верю. Они практически бесполезные.

На конкретно каких ресурсах (тематических или не очень) стоит пиариться (покупать рекламу, писать обзоры)?

http://habrahabr.ru/post/136737/ здесь я описывал полностью свои действия по раскрутке.

Какие ресурсы тебе не дали ожидаемого эффекта?

По поводу тех ресурсов, которые не дали эффекта - это prmac.com - они делают рассылки по всем ресурсам. Мне как-то это не дало вообще эффекта никакого. Ключевой момент - это посещаемость, конечно.

Возможно интервью будет дополнено (отметку New! - поставлю).

Не пропустите трансляцию презентации iPhone 5 (или The new iPhone) на Apsoid 12 сентября.

P.S. Чтобы оставить комментарий, нужно зарегистрироваться. За активность на Apsoid авторизированным пользователям начисляются баллы, которые можно будет обменять на рубли.

Автор Александр Слоик V
Оцени этот пост
  • Нравится
  • Не нравится
В избранное добавили
0 человек
2079 просмотра
этого поста
Поделись
с друзьями
7 комментариев
Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь
Очень понравилось данное интервью. Спасибо автору, буду ждать продолжение.
EnergyMan 3 года 9 месяцев назад
Скопировать ссылку на этот комментарий
0
Не слабо так 5 тысяч за иконки только, при условии что всего за полтора года 120 тысяч общего. А так интересное интервью
sercun 3 года 9 месяцев назад
Скопировать ссылку на этот комментарий
0
Долго, но интересно. Спасибо.
Алексей 3 года 8 месяцев назад
Скопировать ссылку на этот комментарий
0
Как искал кодеров на free-lance.ru ? Сразу отсылал всем ТЗ, или сначала задание в общих чертах? Если приложение потенциально прибыльное, не украдет ли програмист твою идею, чтоб самому на ней заработать? Можешь дать контакт Руслана?
3 года 8 месяцев назад
Скопировать ссылку на этот комментарий
0
Позновательно! Весьма заинтригован как окупаются бесплатные приложения? Ранее читал, что встроенная реклама дает копейки, фактически если нет сотен тысяч установок бесполезна... Хотелось бы от автора получить какую-либо информацию по этому поводу.
Scifi 3 года 5 месяцев назад
Скопировать ссылку на этот комментарий
0
Спасибо за интересную статью! ;)
3 года 1 месяц назад
Скопировать ссылку на этот комментарий
0
А мне TripQuest больше по душе)
2 года 6 месяцев назад
Скопировать ссылку на этот комментарий
0